Ближе к третьему году жизни в поведении детей часто появляются протестные нотки и родители слышат от малыша череду “Не хочу!”/“Не буду!”/”Нет!” В научной литературе этот период называют кризисом 3-х лет. Как правило упрямство и скандальное поведение проявляются в возрасте от 2,5 до 4 лет. Во многом это зависит от скорости овладения речью. Такой кризис является естественным этапом в жизни ребенка и связан с ощущением себя отдельной личностью.
Маленький человек учится чувствовать границы дозволенного и отделяет себя от родителей. Зарождается формирование структуры воли. Но на волю ребенка находится ответная воля – воля его родителей. Ребенок начинает ощущать, что ему уже не все позволяют, что позволяли раньше, появляются определенные правила, границы. Очень часто в это время ребенок начинает посещать детский сад и там тоже сталкивается с определенными правилами. В этот период взрослым бывает непросто договориться с ребенком. Истерики, рыдания, раскидывание вещей, игрушек. Для многих родителей это становится настоящим испытанием. Из-за недостатка информации об этом возрасте родители могут растеряться и почувствовать тревогу, что что-то делают не так. Но на самом деле, ничего страшного не происходит. Просто ребенок входит в новую фазу становления личности, которая сопровождается борьбой за влияние и главенство. Ведь изначально до трех лет ребенок чувствует себя буквально центром мира и ему очень не хочется с этим чувством расставаться. Я захотел – и мое желание удовлетворили – так строится мир вокруг новорожденного малыша. Но с приходом развития и взросления, формируется и психика и ребенка и родители играют в этом очень важную роль. Поэтому не нужно боятся в чем-то отказать ребенку и настоять на своем, не стоит пугаться слез и истерики ребенка – это единственное средство, которое ему доступно, чтобы получить желаемое. Но понимание здоровых границ – что можно и нельзя, хорошо и плохо приходит именно в процессе отношений с родителями и далее развиваются в социуме – детском саду, группе, кружке.
Ребенок, конечно, имеет право высказать недовольство и свои чувства, хорошо, когда родитель понимает и принимает это, но при этом настаивает на своем и не изменяет решение под таким психологическим давление. Последнее слово должно быть за взрослым, когда ребенок понимает это – ему не нужно бороться с родителем и тратить на это значительные усилия, можно расслабиться быть ребенком и развивается дальше. Управляя взрослым, ребенок чувствует себя тревожно-вместо того, чтобы осваивать мир-он борется за лидерство.
Когда границы выстроены, родители остаются доброжелательными и понимающими, а ребенок спокойно занимается своими интересными делами-играет, фантазирует, творит и изобретает.
Татьяна Тур
