Мифы о привязанности

Сегодня понятие привязанности невероятно популярно, однако часто оно трактуется неточно. В данной статье я бы хотела рассмотреть вопросы связанные с тем, что такое привязанность, зачем она нужна и каковы основные мифы, с ней связанные.

Итак, что же такое привязанность? Привязанность – это эмоциональная связь между людьми. Изначально привязанность рассматривалась только между ребенком и заботящемся о нем взрослым. Впоследствие данное представление было дополнено понятием привязанности между двумя и более взрослыми. Однако именно привязанность между ребенком и заботящимся о нем взрослым может оказать огромное влияние на первого.

В своей работе “Привязанность” Боулби пишет: “Потребность маленького ребенка в любви и присутствии матери так же велика, как его потребность в пище”.

Многие исследователи пришли к важному заключению, которым сегодня мало кого удивишь. Суть которого заключается в том, что ребенку необходим хотя бы один значимый взрослый. Такой взрослый должен быть доступен для него (в физическом и психическом смыслах), а также должен быть предсказуем для ребенка. Данное положение особенно важно для детей до двух лет. Считается, что до года у большинства детей привязанность формируется успешно (или неуспешно). Если говорить словами Эйнсворт, у большинства (примерно у 60% людей) формируется надежный тип привязанности. У остальных – ненадежный. И здесь есть несколько подвидов: тревожный, избегающий и тревожно-избегающий (или дисфункциональный). Считается, что в течение жизни тип привязанности относительно стабилен, тем не менее, он может измениться в любом возрасте под влиянием определенных факторов (в том числе и при прохождении длительной психотерапии).

Привязанность связана с потребностями ребенка, в частности с его потребностью в выживании и развитии. Без взрослого ребенок не способен ни выжить, ни нормально развиваться. Поэтому природа так хитро задумала “привязать” детей к определенным взрослым, которые предположительно будут о нем заботиться (и здесь природой задуманы другие механизмы). Ребенок привязывается не сразу после рождения, как думают многие. А только через примерно 6 месяцев.

Также существует три мифа, касающихся привязанности.

Первый – привязанность то же самое, что и любовь. Это неверно. Привязанность и любовь – разные вещи. Привязанность – это определенное условие для отношений и развития индивида. Любовь – это более сложный и зрелый конструкт, к которому ребенок еще не способен.

Второй миф –привязанность связанна с необходимостью быть с ребенком постоянно до его совершеннолетия (здесь есть различные варианты: от быть “привязанным” к ребенку до пяти, семи, десяти лет и т.д.) Этот миф так же неверен. Точнее он часто неверно трактуется. Постоянная доступность, внимание и забота значимого взрослого важна, особенно маленьким детям. Ключевое слово здесь: “постоянная”. По мнению Боулби, перенасыщение для ребенка также травматично (а иногда и более травматично), чем недополучение (здесь я не говорю о крайних случаях). Мэри Эйнсворт определила, что значимые взрослые (или взрослый) играют роль надежной базы для ребенка, к которой он обращается в моменты страха, неуверенности и боли. Иногда, чтобы успокоиться, ему достаточно побыть рядом с мамой несколько минут, иногда дольше. Важно, чтобы значимый взрослый был доступен именно в этот момент (безусловно, в жизни бывают различные обстоятельства, важно, чтобы каждый порыв ребенка не обращался в пустоту). Однако детям не нужно и даже вредно быть ежеминутно привязанными ко взрослым.

Третий миф связан отчасти со вторым, однако здесь привязанность трактуется как нечто, что оказывает пагубное влияние на развитие ребенка и может вредить развитию его самостоятельности и независимости. Некоторые родители всячески воспитывают и поддерживают самостоятельность в своих годовалых детях, отказываясь отвечать на многие их потребности, которые такие родители трактуют как “детские слабости” (например, подержать ребенка на руках, помочь в чем-нибудь). Стоит заметить, что подобные идеи могут иметь смысл, если речь идет о более взрослых детях. До пяти-шести лет (а иногда и дольше) детям необходимо напитаться вниманием, заботой, любовью, им необходимо быть маленькими. Самостоятельность и независимость, безусловно, формируются с раннего возраста, однако постепенно и с большей вероятностью, удачно, если у ребенка сложилось ощущение уверенности в доступности объекта привязанности.

В заключение хотелось бы сказать о том, что привязанность ребенка к значимому взрослому играет огромную роль, которую многие взрослые недооценивают или трактуют неверно. Поэтому иногда бывает важно прислушиваться к своему сердцу и родительской интуиции. Мы часто “напичканы” семейными мифами, стереотипами, идеями (особенно популярными в социуме), что совсем не слышим свой внутренний голос.  Бывают случаи, когда этот внутренний голос слишком искажен, тогда, возможно, стоит обратиться с психологу или психотерапевту, который может оказать ценную помощь в разрешении данного вопроса.

Ольга Короновская

Scroll to top